Предлагаю читателю фрагменты из разных глав повести "Первая любовь". Оля одна из главных героинь этой повести. Это всё о ней. еm>
Едва оправившись после солнечного удара....
Фрагмент первый
Вышел во двор. Сел на скамейку напротив Олиного балкона. Балкон открыт. Из квартиры слышится пиликание скрипки. Ольга свою «скрипу» настраивает. Вот делать-то нечего девке. Каникулы, а она на скрипке с утра пилит. Ей год ещё в музыкалке учится. Поздновато её туда отправили.
Я, когда выпросил у мамы гитару в начале шестого класса, купил и самоучитель. Но ничего не понял. Нет, конечно, я был в курсе, что есть семь нот и знал их на память. Знал и про октавы, диезы и бемоли. Эти скудные познания я получил на уроках пения, которые ненавидел.
Названия этих нот были написаны краской на клавишах первой октавы расстроенного и раздолбанного пианино, стоящего в кабинете пения. А к пианино нас не подпускали. Какой-то идиот, должно быть завхоз, по просьбе учителя пения навесил на крышку клавиатуры замочек. Ладно, хоть почтовый, а не амбарный. А когда преподаватель по плану урока должна была нам что-нибудь сыграть, то всегда подолгу искали ключ от этого замка. С музыкой в начальной школе я не дружил совсем.
Но любил слушать пластинки. Я заканчивал четвёртый класс, значит, это был 1968 год. Был у тётки в гостях. В тот день она принесла долгоиграющую пластинку.
— Виталь, на-ка, заводи музыку, — попросила Рита.
Я включил радиолу «Рекорд», поставил пластинку. Когда сам слушал песни, то делал так: не нравится мелодия или слова, или не понимаю смысла, что там всё стонут про любовь, я перемещал головку звукоснимателя рукой на следующую песню. И так обследовал пластинку.
И вот на этой пластинке наткнулся на красивую грустную мелодию, и инструментальное исполнение было оригинальное. А пели на иностранном языке. Я не знал ещё: на каком. Запала мне в памяти эта мелодия.
Слух и музыкальная память с детства прекрасные, но в силу причин, никто не способствовал их развитию.
Весной в нашем дворе того элитного посёлка пришёл из армии парень. По вечерам он играл на гитаре со своими дружками. Как-то раз они заиграли песню в две гитары.
Валерка, так звали того парня, запел:
— Я хочу вам рассказать, как я любил когда то, правда, это было так давно….
Мелодия была та же, что и у запавшей в памяти песенки с пластинки. Я сразу же захотел играть на гитаре. И к осени выклянчил у матери желанный инструмент.
Ничего не говоря родителям, я пошёл в музыкалку. Разумеется, что в элитном посёлке таковая была.
— Я хочу играть на гитаре, — да, так и сказал.
Две тётеньки посмеялись и сказали, что мне уже поздно поступать в музыкалку, что в этом возрасте, как я, дети уж заканчивают её. И посоветовали пойти в кружок гитаристов во дворец культуры — там всех берут.
Так и сделал, и уже через месяц, я освоил азы, и мне не составило больших трудов продолжить самообразование и заниматься по самоучителю самостоятельно. Разумеется, изъян был. Без подсказок учителей-музыкантов трудно. Но был Валерка. Да ещё один парень, с которым они часто играли в две гитары.
Дворовое обучение идёт быстрее, ибо оно основано на непреклонном желании знать и уметь! А не из-под родительского ремня, когда знания вколачивают в твою голову, как железнодорожный костыль в шпалу.
И уже не болели кончики пальцев — теперь мягкие подушечки стали твёрдыми, как молоточки. По существу — это такие особенные мозоли на кончиках пальцев. Их и нащупала Таня на моей левой руке.
А дальше всё зависит от желания. Ну, и всё же, немного природных способностей, хотя бы слух, и, если он есть, хоть толика, его можно развивать. Вполне, в формате «для дома-для семьи», радовать себя, близких и друзей. Это поможет и в жизни быть «душой компании», и будешь иметь преимущество перед соперниками за женскую половину! Это шутка! А может и не шутка. Играя позавчера битловскую «Девушку», я привлёк к себе внимание очень красивой девушки. Теперь она моя соседка. Она запала в мою душу, и я, кажется, влюбился в неё.
Из Ольгиной квартиры донеслись мелодичные звуки. Оля начала «гонять» гаммы, для разогрева пальчиков. У Оли хороший слух. Потому она играет на скрипке. У скрипки нет ладов, как у гитары и многих других струнных инструментов. Потому, поначалу, она немного трудна в освоении. Но потом про это и не вспоминает никто. Пальцы сами находят точное место для извлечения нужного звука. Хоть по нотам, хоть на слух.
Полилась знакомая мелодия. Ольга заиграла битловскую «Девушку». Далась всем эта песня! Конечно, у неё всё получалось. Память музыкальная отменная.
Я подошёл поближе и позвал её. Музыка прервалась. Появилась Оля. Обрадовалась. Сказала, что сейчас спустится.
В светло-розовом сарафанчике, ладненько сидящем на хрупкой фигурке, она выбежала из подъезда и подсела рядом со мной.
— Ну, здравствуй, Виталик, — Оля взяла меня за руку и заглянула в глаза, — а я тебя вчера ждала весь день, а зайти не решилась. А ты где вчера весь день был?
Будто тисками у меня сжало сердце.
— Картошку окучивал, вернулся поздно и устал, — я сделал паузу, раздумывая о том, рассказать или нет про вчерашний переполох.
— Вчера скорая к кому-то в наш подъезд приезжала, — задумчиво произнесла Оля, — наверно, в одиннадцатую квартиру.
А я всё же не решился сказать, что меня солнышко вчера приголубило. И будто током меня ударило: если бы Оля зашла и увидела, как за мной ухаживает соседка. Мне стало не по себе. Я вчера забыл об Оле. Я ехал ради встречи с ней, а теперь в мыслях появилась красавица Таня. Но зачем мне Таня, она не доступна для меня. Я полгода жил с мыслями об Оле, хотел встречи с ней, но постеснялся зайти. Оля тоже не решилась. А раньше мы запросто ходили друг другу в гости.
Оля молча смотрела мне в глаза, и вдруг хитренькая улыбка на красивом личике, блеснули глазки озорными искрами, ещё крепче сжала мне руку:
— Виталька, давай дуэтом играть. Ты так здорово за год натаскался. Ноты знаешь?
— Каким ещё дуэтом? А ноты знаю только в скрипичном ключе. Не уверенно, путаюсь ещё, а с листа только аккордами играю, и то, если мелодия знакомая, — ответил я.
— Это не беда, научу-натренирую быстро. А тебе басовый ключ зачем? Ты на пианино собрался играть? А… поняла — на бас-гитаре.
— Что за дуэт ты придумала? Олька, ты на гитаре стала играть?
— Гитара со скрипкой! Что дурачком-то прикидываешься.
— Олька ты в своём уме? Я чё-то не видел таких дуэтов. Разве только у цыган. Солягу, что ли на скрипке лабать будешь?
Я иногда называл Олю — Олька. И она уже знала, что сейчас будет подвергнута критике за нереальные мечты и фантазию.
— Виталь, ну, давай попробуем. Всё равно делать нечего. Жалко тебе, что ли, — заканючила Оля, — ноты «Девушки» битловской есть? Дашь мне?
— Есть. Тебе сейчас отдать? Только зачем тебе. Я слышал сейчас - ты и на память идеально мелодию помнишь.
Мне Лёня, бывший сосед бабушки, оставил небольшой сборник популярных песен «Thе Bеаtlеs» с нотами для голоса и для фортепиано, а над нотоносцами расставлено буквенно-цифровое обозначение аккордов. Сборник был издан за границей.
— Не, мне не до этого сейчас будет. Я вечерком забегу к тебе. Мне мама квартиру прибрать велела. И обед сварить.
— А тебя что на битлов-то потянуло? Баха играй, — съязвил я!
— Ты заразил позавчера! Классики уже поперёк горла. Давай эту, твою «Girl», попробуем. Я утром попыталась сыграть.
Знала бы моя любимая подружка, что я тоже «заразился» в тот вечер. И мне срочно нужно противоядие. И я его нашёл — согласился попробовать играть дуэтом. Это даст мне возможность чаще бывать рядом с этой девочкой. Скрипка и гитара — смешно, наверно, будет. А о вчерашнем переполохе я так ни слова и не сказал Оле.
Оля упрыгала домой, чуть не выпав из босоножек, видимо, наспех, надетых.
Раньше Оля часто бывала у меня, а я у неё. Детство.
Сейчас она ростом выше своих сверстниц. Светло-русая. Стройная фигурка. Немного хрупка. Но были бы кости, как говорится. Ещё в прошлое лето я заметил обозначившуюся грудь, теперь уже хорошо различимую. В сочетании с высоким ростом и юношеской хрупкостью и отчётливо обозначившейся грудью, да ещё с прекрасной осанкой смотрелась очень привлекательно. Она по одно время в секцию художественной гимнастики ходила.
Это я сейчас так пишу. А тогда, в юности, и не сформулировал бы её описания, попроси кто-нибудь это сделать.
Красивая девчонка. Очень гармоничная. С очень хорошим чувством юмора, общительна, умна. При этом добрая душа. Чем не невеста! Ровесники. Препятствий нет.
Было одно «но» — я не любил имя Ольга! Кто виноват? Догадались? Конечно, он — Александр Сергеевич Пушкин. В том же «Евгении Онегине». При всей симпатии к этой героине, про Ольгу он напишет так:
Кругла, красна лицом она, еm>
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
К моей школьной подружке, подружке детства все эти эпитеты вовсе не подходят, кроме утверждения, что она красива. Этот «сукин сын» на всю жизнь привил мне негативное отношение к самому имени Оля, а не к человеку, носящему имя.
Оля должна стать «громоотводом». И сегодня же начнём принимать «противоядие». Я должен вернуться мыслями к Оле. И никто мне больше не нужен, кроме этой девочки.
Таковы были стратегические планы.
Заканчивался июнь. Солнце повернуло на зиму. Ещё только единицами секунд в сутки начал укорачиваться день. День за днём уходило в прошлое беззаботное предпоследнее лето, едва начавшейся юности. Время творило свой обряд.
В то лето больше ничего особенного не произошло. В памяти стёрлось почти все, что было тогда. Но стёрлось только у меня. И Оля, хоть и помнит многое, да так же, как и я, многого не знали и не подозревали.
Фрагмент второй
С Олей стали встречаться каждый день. По часику в день репетировали. С горем пополам мы сыгрались с ней. И не без помощи Олиного преподавателя. У Ольги был очень хороший преподаватель музыки. Она летом нашла время, чтобы написать для Оли скрипичные партии песен, которые мы решили разучить. Мы пришли к ней, и она помогла нам. И дело под руководством Ольгиного преподавателя пошло. Имя её, к моему сожалению, я не помню. За месяц мы освоили «Девушку». Разучили «Нет тебя прекрасней» и «Люди встречаются». Взялись за битловский шлягер «Yеstеrdаy» — «Вчера». Уже был русский вариант текста. Партия скрипки была не тупым повторением вокальной партии. Так в моём багаже знаний появилось новое словечко и понятие: «Партитура».
— Ты, Виталик, молодец! — хвалила меня Олина преподаватель.
— Это Оля придумала играть вместе, — ответил я, решив, что награда должна достаться, тому, кто её заслужил.
— Да, Ольга у нас тоже молодчина! Обращайтесь. Здорово придумали, ребята.
Немало часов потратила преподавательница, пока построила нас. Конечно, мне тогда «досталось» за моё дворовое музобразование.
— Что ж тебя в музыкальную школу родители не отправили с таким хорошим слухом? — пытала меня Олина преподаватель.
Ответ я получил от матери через много-много лет. Ответ её был банально туп.
— А потому, чтобы не спился. И не умер, как твой отец, — ответила тогда мать, считая, что это должно было меня убедить.
Отец мой играл на баяне. Хотя и был самоучкой, но свободно играл по нотам. Это я знал от мамы и бабушки. Отца я помнить не мог: когда его не стало, мне было всего полгода. Будучи в нетрезвом состоянии, он умер в ночь на 7 ноября, когда вся страна готовилась отметить сорокалетие Великой Октябрьской революции. Поругался с матерью, остался один без присмотра выпившим и утром не проснулся.
Есть в этом и вина бабушки: ей надо было отправить мою мать к отцу, а не оставлять её ночевать у себя. Бабушка это осознавала, потому всю жизнь старалась скомпенсировать это, всячески балуя меня.
С Ольгой было хорошо и спокойно. Дружба мальчика и девочки, точнее — её продолжение, прерванная моим переездом. Между нами был магнитик — нас притягивало друг к другу. Сила притяжения сработала сразу, как только нас в первом классе посадили за одну парту Первого сентября 1964 года. Только с нового 1965 года нас разлучили. Олю перевели в параллельный класс. Но это было не помехой.
Мне было приятно, что со мной рядом красивая девочка. Олю родители одевали нарядно. В это лето Оля привлекательно смотрелась в свободной зелёной блузке, заправленную в чёрную плиссированную юбку. Особую элегантность придавал узкий золотистый поясок с круглой маленькой пряжкой. Короткая юбочка подчёркивала стройность её ножек, а свободная блузочка скрывала её юношескую изящность. Не повернулось сказать — худобу. Это ей не подходило. Красивая, стройная, грациозная. Не налюбуешься. Парни постарше косо посматривали на неё. А я имел счастье просто и непринуждённо гулять с ней.
С ребятами с нашего двора катались на лодках на пруду, ходили в кино, загорали на пляже. Правда, после солнечного удара, оно меня напрягало. А по вечерам собирались во дворе. И Оля была всегда рядом со мной.
Продолжение следует