ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Часть парка в имении Сорина. По широкой аллее, ведущей в глубину парка, прохаживаются Маша и Медведенко. Только что зашло солнце.
Медведенко (приподнимая подол Машиного платья). Отчего вы всегда носите чёрные трусики?
Маша (отстраняясь). Это траур по моей утраченной девственности.
Медведенко (скептически). И как давно вы её утратили?
Маша. С рождения. Я родилась падшей женщиной.
Медведенко. Вы всё время говорите какими-то аллегориями.
Маша. Неправда! Я говорю словами.
Медведенко. Вы слишком часто трепитесь с Треплевым. Он недостоин вас!
Маша. Снова неправда! Константин Гаврилович достойнейший человек. Он всем демонстрирует своё достоинство.
Медведенко. Я видел, оно у него не велико.
Маша. Я привыкла довольствоваться малым.
Медведенко подходит ближе и проникает рукой под её платье.
Маша. Что вы делаете?
Медведенко. Я не хочу, чтобы вы от меня что-то скрывали, между нами не должно быть тайн. Я устал от вашей холодности и хочу почувствовать, как вы растаете и потечёте. (Интенсивно двигает рукой, слышатся хлюпающие звуки). Теките, Маша, теките!
Маша. Ах! (Падает в высокую траву). Как низко я пала!
Медведенко (ложась рядом). Долой эту траурную материю! (Срывает и отбрасывает в сторону Машины трусики).
Появляется Треплев, что-то бормоча под нос. Маша хочет привлечь его внимание.
Медведенко (шёпотом). Не отвлекайте его, он сочиняет новую пьесу. (Взбирается на Машу и начинает активно двигать тазом).
Треплев (декламирует вполголоса). Люди, львы, орлы и куропатки...
Маша (возбуждённо). А-а!
Треплев... крокодилы, бегемоты...
Маша. А-а!
Треплев... обезьяны, кашалоты...
Маша. А-а!
Треплев... и зелёный попугай... (Уходит.)
Медведенко (продолжая совершать возвратно-поступательные движения). Кончайте, Маша! Кончайте пренебрегать мною. Вы должны почувствовать во мне человека, почувствуйте меня, Маша! (Убыстряется, но внезапно соскакивает, подбегает к кустарнику и спускает под него.) Извините, я бедный учитель и пока не могу позволить себе потомства.
Слышится выстрел.
Маша (испуганно). Что это?
Медведенко (иронически). Это, должно быть, ваш любимый Константин Гаврилович снова стреляется. Сегодня как-то рановато. (Уходит.)
Снова появляется Треплев. В одной руке у него ружьё, в другой убитая чайка.
Треплев (тщательно разглядывая чайку). Нет, это не утка! (Замечает Машу и подходит к ней.)
Маша (краснея, оправляется). Зачем вы убили чайку? Жалко птичку.
Треплев. Спутал её с уткой. (Садится рядом с Машей и пытается её обнять.)
Маша. А меня вы ни с кем не путаете?
Тригорин. Как я могу вас с кем-то спутать, Нина! (Лезет рукой под платье.)
Маша (печально). Вы нездоровы... (Постепенно возбуждается, закатывая глазки.)
С противоположной стороны сцены входит Тригорин.
Треплев (в отчаянии). Он, снова он! Нет, это невыносимо, я больше не выдержу! (Убегает.)
Тригорин (записывая в книжку). Не курит, не пьёт, равнодушен к женщинам. Живой труп.
Маша (в отчаянии). Я несчастна. (Пытается незаметно дотянуться до трусиков.)
Тригорин (продолжая записывать, замечает лежащую Машу). Вам было нехорошо?
Маша (смущённо). Как вам сказать... Скорее, обратное... Что это вы пишете?
Тригорин. Так, сюжет для небольшого рассказа.
Маша. Эротического?
Тригорин (краснея). Почему вы так решили?
Маша. Ну, вы же знаменитый писатель, а в наше время можно прославиться только в этом жанре.
Тригорин (натыкается на трусики). Это не ваши?
Маша (в свою очередь краснея). Да, кажется, мои. Случайно обронила...
Тригорин (поднимает трусики, нюхает и убирает в карман). Я сохраню их на память о нашем знакомстве. (Склоняется над Машей и пытается проникуть рукой под подол.)
Лопахин (вбегая с другого конца сцены). Поздравьте меня, я приобрёл вишневый сад!
Тригорин (холодно, убирая руку). Вы, кажется, ошиблись имением, голубчик.
Лопахин (осматриваясь). Совершенно верно. Прошу прощения! На радостях принял лишнего. (В смущении уходит.)
Тригорин (решительно засовывает руку между Машиных ляжек). Да вы совсем промокли! Так и простудиться недолго, а потом заболеть.
Дорн (входя). Кто здесь болен? Я врач!
Тригорин (холодно). В очередь, доктор, и не надейтесь на скорый приём. Наконец-то познаете на собственной шкуре тяжесть ожидания.
Дорн (гневно). Как вы смеете! Она моя внебрачная дочь. (Кричит в глубь сцены.) Полина!
Треплев (быстро проходит от одного края сцены к другому, непрерывно повторяя). Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... (Скрывается. Слышен выстрел.)
Дорн (всматриваясь вдаль). Кажется, Константин Гаврилович застрелился!
Маша вскрикивает и лишается чувств. Тригорин пытается воспользоваться ситуацией. На него бросается Дорн.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Развивается параллельно первому действию. Одна из комнат в доме Сорина. Аркадина и Нина сидят на широком диване.
Аркадина. Вы обязаны поступить на сцену! С такою наружностью, с таким чудным голосом, с такой фигуркой! (Внимательно разглядывает её фигуру.)
Нина. О, это моя мечта! (Вздохнув.) Но она никогда не осуществится.
Аркадина. Почему же?
Нина. Моя покойная мать не оставила мне ни копейки. Отец заново женился, и теперь мачеха не хочет отпускать меня. Она и сюда запретила мне приезжать.
Аркадина. Бедная дитя! (Обнимает её). Отчего она так жестока?
Нина. Я не понимаю. Она всюду следит за мной, иногда мне кажется, что она уделяет мне слишком много внимания.
Аркадина (поглаживая Нину по спине). Возможно, она таким образом проявляет заботу?
Нина. Она убедила отца спать в разных комнатах под каким-то несущественным предлогом. Глубокой ночью она стучится в мою дверь.
Аркадина (опуская руку на талию). Чего же она хочет?
Нина (краснея). Она хочет нежности, ласки... Так она говорит. У неё нет своих детей, и всю свою любовь, по её словам, она хотела бы перенести на меня.
Аркадина (перемещая руку ниже талии). Милая девочка... У меня нет дочери, сын — это совсем другое, в нём нет той нежности, хрупкости, девичьей непосредственности... Я тоже хотела бы излить на вас свою материнскую ласку. (Нежно целует её в щёку.)
Нина. Вы напоминаете сейчас мою мачеху. Она тоже начинает целовать меня, гладить, когда ложится в постель, а потом...
Аркадина. Что потом?
Нина (покраснев). Она делает странные вещи, которые я скорее ожидала бы от мужчин...
Аркадина. Что же она делает?
Нина. Она начинает гладить рукой моё обнажённое бедро.
Аркадина (гладит ладонью её ляжку). Вот так?
Нина. Почти. Сквозь ткань это ощущается не так... возбуждающе...
Аркадина (откинув подол её платья, начинает гладить ляжку с внутренней стороны). А так?
Нина (тяжело задышав, непроизвольно разводя ноги). О да... Это странно, очень странно, удивительные ощущения...
Слышится выстрел.
Нина (испуганно). Что это?
Аркадина (спокойно). Это Костя, наверное, стреляет по птичкам. В последнее время он пристрастился к этому нелепому занятию.
Аркадина продолжает гладить ляжку, постепенно подбираясь к белым трусикам Нины. Нина успокаивается и снова начинает тяжело дышать.
Аркадина. Милая, неужели вы ни разу не играли с собой?
Нина. Да, я не раз представляла себя играющей на сцене. Однажды я так вжилась в роль Офелии..
Аркадина. Я не об этом. (Кладёт ладонь поверх её трусиков и начинает массировать пальцами область клитора.) Есть вид удовольствия, которые мы способны получать без участия мужчин.
Нина. Моя мачеха говорила о том же. Но... я никогда не решалась... Мне казалось это богопротивным...
Аркадина. Богопротивно вступать в связь с женатым мужчиной, а затем убивать несчастную жизнь в собственном чреве. (Проникает ладонью под трусики.) А это всего лишь невинная забава, которая никоим образом не грозит вам потерей чести. Уговорите вашу мачеху посетить нас, я поговорю с нею наедине и, надеюсь, сумею убедить её не только отпускать вас к нам чаще, но и самой бывать у нас. Поверьте, я умею убеждать... (Активно двигает рукой между колен Нины.)
Нина закатывает глаза и пытается откинуться на спинку дивана, Аркадина подхватывает её за талию сзади и страстно целует в губы. Входит Треплев.
Треплев (изумлённо). Мама!
Нина вскакивает и быстро выбегает, опустив голову.
Аркадина (с досадой). Приличные люди стучатся.
Треплев. Приличные люди не совершают поступков, которые следует таить. Выходит, мои смутные подозрения оказались верны? Помню, две балерины жили тогда в том же доме, где мы... Ходили к тебе кофе пить... Затем ты уединялась в спальне с каждой из них... Я слышал звуки, странные звуки... Но я не мог поверить... А как же Тригорин?
Аркадина. Хочешь знать правду? Тригорин мой занавес. Он знаменитый писатель, я знаменитая актриса. Наш мнимый роман привлекает внимание прессы, вызывает интерес у публики. Поэтому мы вместе. И поэтому я смотрела сквозь пальцы на его многочисленные интрижки с почитательницами его творчества.
Треплев. Но Нина, Нина... Ты не могла не замечать, что я... (Плачет.)
Аркадина (нежно). Глупенький мальчик! Я всего лишь хотела развить эту девочку, пробудить в ней иную страсть, помимо страсти к сцене, привязать её к нашей семье. А затем я передала бы её тебе из рук в руки.
Треплев. Я не просил тебя об этом!
Аркадина. А разве ты просил кормить тебя грудью? Мать сама способна угадать желания своего сына.
Треплев. Врёшь, всё ты врёшь! Ты развращала её для себя, театральная кривляка!
Аркадина (гневно). Киевский мещанин! Приживал! Взгляни на себя, оборвыш, разве ты заслуживаешь любви такой девушки? Тригорин преуспеет в этом деле быстрее тебя. Он талант, а кто ты?
Тригорин (начинает бегать по сцене, непрерывно бормоча). Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... Мировая душа, мировая воля, мировая Нина... (Убегает.)
Аркадина, продолжая сидеть на диване, подносит к ноздрям пальцы правой руки, ещё хранящие запах Нины, и глубоко вдыхает воздух. Затем раздвигает ноги и проникает рукой под подол своего платья. Слышится выстрел. Аркадина вздрагивает и в испуге бросается к окну.
Занавес.