Сексуальные нарушения: взглад с точки зрения Судебной Сексологии (ч. ІV)

date_range 04.03.2021 visibility 38,569 timer 13 favorite 3


Нарушения половой аутоидентификации

Транссексуализм

По определению К. Имелинского: "Транссексуализм заключается в несоответствии психического чувства собственного пола и морфобиологической структуры тела, а также социального (метрического) пола, которые воспринимаются как нечто "чужое", принадлежащее противоположному полу". Транссексуалисты чувствуют неприязнь к собственному телу и ожидают от окружения поведения и поддержки, подтверждающих собственное восприятие пола. Нередко эти ожидания умышленно провоцируются переодеванием в характерную для противоположного пола одежду и подстраиванием своего поведения под типичное для другого пола.

Валиндер считает, что транссексуализм является довольно распространенным нарушением, а его главными чертами являются убежденность в собственной принадлежности к противоположному полу, ненависть к чертам своего тела, которые подтверждают принадлежность к психически неприемлемому биологическому полу, и неудержимая потребность изменения своего биологического и паспортного пола. Как таковая сексуальная жизнь не играет для них важной роли, а во многих случаях у транссексуалистов отмечаются черты психической незрелости. Неисполнение желания смены пола может явиться у транссексуалиста причиной самоубийства.

Бомба и Голдевски при изучении проблемы транссексуализма и обследовании транссексуалистов выявили у них следующие характерные особенности: чувство отверженности, потребность обратить на себя внимание, инфантилизм, импульсивность, эгоцентризм, иллюзорность представлений, манерность, гомосексуальные тенденции. Обследовав 60 транссексуалов, Хониг и Кенна установили, что чем чаще у них встречались психические расстройства, тем чаще отмечалось и асоциальное поведение (например, в 31% случаев имело место проституирование).

На основе анализа обширной литературы Далко приходит к заключению: "Не исключается, что в процессе половой идентификации решающая роль принадлежит влиянию той среды, в которой происходило воспитание данного индивида. Вероятнее всего этот процесс, как, впрочем, и многие другие, также находится под влиянием генетических и эндокринных факторов, а возможно, и ряда других неизвестных до настоящего времени воздействий". К. Имелинский придерживается подобных же взглядов на генез трацссексуализма.

Проанализировав имеющийся объем знаний о транссексуализме, имея значительный опыт проведения хирургического изменения пола и последующего катамнестического наблюдения за подвергшимися такой операции лицами, Лотстейн пришел к выводу, что данный способ медицинской коррекции транссексуализма не может быть признан оптимальным и не должен рекомендоваться в качестве актуального пути решения этой проблемы. По его мнению, при изучении транссексуализма очень мало внимания было уделено проблеме вторичного транссексуализма.

Синдром неразличения сексуального объекта

Этот синдром проявляется в удовлетворении субъектом сексуальных потребностей путем контактов с различными сексуальными объектами. Причем актуальным для этих лиц является тот объект, который наиболее доступен в настоящий момент времени, а его сексуальная привлекательность элементарно достаточна для обеспечения развития необходимого уровня полового возбуждения. Практически лица с этим синдромом совершают все многообразие возможных форм сексуальных действий - и педофильные, и гетеро-, и гомосексуальные, и инцестные, и зоофильные и другие сексуальные контакты. Таким образом, их сексуальное поведение является как бы полидевиантным.

Личность страдающих данным синдромом субъектов характеризуется импульсивностью, сниженным порогом сексуальной реактивности (возбуждение наступает быстро, уровень его высокий), сексуальное поведение контролируется лишь в незначительной степени либо вообще не поддается контролю, каждый сексуальный объект рассматривается только в контексте фантома для реализации полового возбуждения.

Наличие этого синдрома чаще отмечается у субъектов с патологическим развитием личности, у страдающих психопатологией и у деградировавших алкоголиков.

Девиантные тенденции

Под девиантными тенденциями понимают либо наличие у субъекта в тематике эротических сновидений и сексуальных фантазий (в том числе сопровождающих мастурбацию, рассматривание порнографии, совершение полового акта) представлений о собственном участии в девиантном поведении, либо, связанное с сексуальным возбуждением или достижением оргазма, ощущение потребности в таком поведении. Иной формой девиантных тенденций является спорадический опыт поведения девиантного типа, чаще осуществленного случайно или из-за любопытства.

Диагностика девиантных тенденций осуществляется путем анализа как количественного, так и качественного критериев. Количественным критерием служит частота проявления девиационных фантазий и потребностей, а также девиантного поведения у данного субъекта по отношению к нормальной гетеросексуальной ориентации и активности (являются ли они единичными, спорадическими или же проявляются чаще). Качественным критерием является степень выраженности девиационной ориентации по отношению к гетеросексуальной (какая из ориентаций имеет доминирующий характер и в какой степени).

Диагностика основывается на анализе сексуальной биографии обследуемого лица, а также на применении дополнительных методов исследования. Среди последних наибольшее значение имеют психологические методы, позволяющие выявить скрытые или скрываемые девиантные тенденции.

Описываемое явление довольно широко распространено в человеческой популяции. Большинство лиц, имеющих сексуальные девиантные тенденции, заглушают их в себе, а у многих из них только лишь само осознание наличия таких потребностей вызывает страх.

Может сложиться впечатление, что появление девиантных тенденций является предвестником сексуальных девиаций или психических заболеваний. Однако многочисленные клинические наблюдения за обратившимися к врачам лицами, обеспокоенными наличием у них таких тенденций, показывают, что в подавляющем большинстве случаев не требуется даже оказания им какой-либо лечебной помощи.

Сексуальные девиации

Исследуя причины возникновения сексуальных девиаций, Дитс и Эванс отметили, что содержание популярных порнографических изданий может иметь связь с развитием девиантных потребностей и появлением девиантного поведения. Ориентируясь на метапсихологию психоанализа, Конинг и Дженнер подчеркивают, что оральные, анальные, уретральные и садистические сексуальные потребности занимают прочное место в нормальной сексуальности. На основе изучения содержания сексуальных фантазий у мужчин разного возраста этот тезис был подтвержден и другими исследователями. Причем на значение содержания фантазий, сопровождающих мастурбацию в детском и подростковом возрасте, в развитии сексуальных девиаций указывают многие современные исследователи.

В последнее время перечень классических сексуальных девиаций значительно пополнился новыми, ранее неизвестными, формами, возникновение которых обусловлено техническим прогрессом (телефона телевизор, видеотехника), обычаями некоторых современных субпопуляционных течений (например, групповой секс в коммунах хиппи) или действием некоторых химических веществ (например, фармакогенный оргазм, наступающий под действием некоторых наркотиков).

Распространенность сексуальных девиаций в человеческой популяции по-разному оценивается различными исследователями. По данным Маккери, проявления садизма отмечаются у 5% мужчин и 2% женщин, мазохизма - у 2,5% мужчин и 4,6% женщин, трансвестизма - у 1% людей (причем в 25% случаев он имеет гомосексуальную ориентацию).

Приведем перечень и краткое описание сексуальных девиаций, которые наиболее часто включаются в сексологические классификации:

фетишизм
(сексуальный символизм, сексуальный парциализм) - объектом полового влечения является часть тела, одежда или какой-либо иной предмет, символизирующий сексуального партнера. (Апотемнофилия - сочетающаяся с садомазохизмом разновидность фетишизма, при которой роль фетиша играют уродства тела),
пигмалионизм (монументофилия, иконолагния) - разновидность фетишизма, сочетающаяся с вуайеризмом, при которой роль фетиша играют изображения человеческого тела (картины, статуи, статуэтки, фотографии);
нарциссизм (аутофилия, аутоэротизм, аутоэрастия) - объектом полового влечения является собственное тело (разновидность фетишизма);

аутомоносексуализм - как и при нарциссизме, объектом полового влечения также является собственное тело (чаще его зеркальное отражение), но имеющее сходство с телом субъекта противоположного пола, достигаемое при помощи одежды и соответствующих манер (разновидность фетишизма);

гетерохромофилия - объектом полового влечения является только партнер с другим цветом кожи (разновидность фетишизма);

ретифизм - разновидность фетишизма, сочетающегося с мазохизмом, при которой роль фетиша играет обувь (а иногда и другие предметы из кожи);

трансвестизм (эонизм, метатропизм)
- половое удовлетворение достигается при переодевании в одежду другого пола;

цисвестизм - разновидность трансвестизма, при которой отмечается стремление к надеванию одежды не противоположного, а своего же пола, но типичной для другого возраста, либо иной социальной группы;
гомесвестизм - разновидность трансвестизма, сочетающаяся с фетишизмом, при которой сексуальное удовлетворение достигается при одевании одежды своего же пола, но принадлежащей другому человеку;

педофилия (инфантосексуализм, падерозия) - половое влечение к детям (некоторыми исследователями рассматривается как разновидность фетишизма, в которой роль фетиша играют черты незрелого детского тела, а пол ребенка при этом не играет существенной роли);

партенофилия
- половое влечение к зрелым девственницам (сексуально неопытным зрелым молодым субъектам);

эфебофилия - половое влечение к мальчикам-подросткам, юношам;

нимфофилия - половое влечение к девушкам-подросткам, юным девушкам;

геронтофилия (пресбиофилия) - половое влечение к лицам старшего возраста, к старикам;
зоофилия (содомия, зооэрастия, зооступрум, бестиофилия, скотоложство) - половое влечение к животным;

зоосадизм - разновидность зоофилии и садизма, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения от мучения животных (сродни ктиномании - патологическому влечению к живодерству);

сексуальный садизм (эрототиранизм, активная алголагния) - половое удовлетворение, получаемое путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру;

флагеллантизм (активный флагеллантизм, флагелляция, дипольдизм) - разновидность садизма, при которой удовлетворение получают путем бичевания партнера, реже - самобичевания (последняя форма чаще относится к садомазохизму или мазохизму);

салиромания - получение сексуального удовлетворения в результате мазания других людей грязью, калом, мочой, кровью и т.д. (разновидность садизма);

поллюционизм - разновидность салиромании, заключающаяся в стремлении пачкать людей семенной жидкостью;

"накалывание" - разновидность садизма, при которой удовлетворение доставляет укалывание партнера различными острыми инструментами (некоторыми авторами относится к разновидности салиромании; близко к этому явлению стоит стремление к локальному прижиганию тела сексуального партнера, например, горящей сигаретой);

некрофилия (некромания, ликантропия) - половое влечение к трупам и совершение с ними сексуальных действий. (Одними исследователями это явление выделяется в самостоятельную форму сексуальных девиаций, другими рассматривается как разновидность фетишизма (при которой в роли фетиша выступает мертвое тело) в сочетании с садизмом или без такового, третьими - как разновидность садизма.) Близко к этому явлению находится влечение к сексуальным действиям со спящими или находящимися в бессознательном состоянии людьми, с тяжелобольными и умирающими, а также сексуально окрашенная повышенная заинтересованность трупами, кладбищами, похоронным ритуалом и всем тем, что так или иначе связано со смертью и умершими.

Крайней формой некрофилии является некросадизм (бертранизм) - стремление к осквернению трупа и надругательству над ним (чаще в форме отрезания молочных желез, вырезания половых органов) и некрофагия - поедание частей трупа (часто - половых органов). И некрофагия, и некросадизм иногда сочетаются с предварительным убийством жертвы, либо получение сексуального удовлетворения сопряжено именно с самим процессом убийства;

вампиризм (сексуальный вампиризм) - сексуальное удовлетворение наступает при ощущении вкуса крови партнера (чаще кровь партнера получают в процессе коитуса или предваряющих его ласк путем нанесения укусов; ряд исследователей относят это явление к проявлениям некросадизма);

мазохизм (пассивная алголагния, пассивитизм, пассивный флагеллантизм) - получение сексуального удовлетворения при унижениях и физических страданиях, причиняемых сексуальным партнером (некоторые исследователи объединяют садизм и мазохизм в одну общую форму сексуальной девиации - садомазохизм, считая, что они являются дополняющими друг друга формами получения сексуального удовлетворения и иногда чередуются у одного и того же лица;

танатофилия (танатоминия) - разновидность мазохизма, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения в ходе фантазий на тему собственной смерти и погребения (более широко - влюбленность в тематику, связанную со смертью; мазохистский эквивалент некрофилии);

экскрементофилия (пикацизм) - сочетание мазохизма и фетишизма, при котором человеческие выделения играют роль фетиша (в виде их обнюхивания, ощупывания, проглатывания или обмазывания себя ими; по последнему принципу некоторые авторы подразумевают под поллюционизмом обмазывания себя спермой, в связи с чем относят его к экскрементофилии);

ренифлекс (озолагния, осфрезиофилия) - разновидность экскрементофилии, при которой роль фетиша играет специфический запах объекта сексуальных предпочтений (обонятельный фетишизм);

уролагния (урофилия) - разновидность ренифлекса, при которой обонятельным фетишем служит запах мочи (при копролагнии фетишем служит запах кала, при спермолагнии - запах семенной жидкости и т.п.; вкусовым эквивалентом экскрементофилии является поедание или питье выделений - урофагия, копрофагия, спермофагия);

фроттаж (фроттеризм) - получение сексуального удовлетворения путем прикосновения (или трения) половыми органами к различным частям тела избранного объекта в толпе, в тесноте (например, в транспорте; одними исследователями под этим термином подразумевается сексуальная девиация, являющаяся разновидностью эксгибиционизма, другими - разновидность петтинга;

кандаулезизм - разновидность эксгибиционизма, сочетающаяся с мазохизмом, основанная на достижении сексуального возбуждения при демонстрации обнаженной собственной жены или партнерши другим мужчинам;
плюрализм (сексуальный плюрализм) - групповой секс, разновидность эксгибиционизма в сочетании с вуайеризмом;

триолизм - разновидность сексуального плюрализма, заключающаяся в сексуальных действиях между тремя партнерами, два из которых имеют одинаковый пол;

вуайеризм (скопофилия, скоптофилия, миксоскопия, визионизм) - влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными объектами сексуальных предпочтений (специфической разновидностью вуайеризма является сверхценное увлечение порнографией);

эксаудиризм - акустический эквивалент вуайеризма; клизмофилия - получение сексуального удовлетворения путем введения жидкости или медицинских свечей в прямую кишку;

пиролагния - получение сексуального удовлетворения от созерцания огня, зрелища пожара (осуществления поджога с этой целью - пиромания).

Садизм

В литературе встречается два определения этого термина - в узком и широком смысле слова. Определение садизма как формы сексуальной девиации, при которой достижение сексуального удовлетворения наступает в процессе причинения партнеру боли, телесных повреждений или унижения, является более узким и конкретным. Значительно шире и всеобъемлюще определяет садизм Имелинский: "Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в сексуальной ситуации, связанной с доминированием и безусловным подчинением партнера.

Это - потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль и унижения. Господство над человеком, как особая форма связи с ним, создает чувство удовлетворения, причем формы господства могут быть как в социальном, так и в индивидуальном плане выгодными для подчиненного". В этом контексте садизм является феноменом, сопровождающим человечество на всех этапах его существования, имеющим различную, в том числе и биологическую, обусловленность.

Культура, общество, педагогика, нарушая, с одной стороны, определенные модели и образцы поведения человека, с другой - канонизируют садистические тенденции в определенных, исторически и социально апробированных, рамках (например, бокс, коррида, скачки, публичные экзекуции, произведения литературы и кинематографии на военную тематику и т.п.). Проявления садизма в его широком определении тесно связаны с понятием агрессивности - явления, достаточно широко распространенного в любом человеческом сообществе.

В контексте конкретного определения садизма - в большинстве случаев он реализуется в отношениях с мазохистски сориентированным партнером, связь с которым может быть не только продолжительной по времени, но и глубоко удовлетворяющей обе стороны. В других, не менее многочисленных случаях, садистские наклонности реализуются только в сексуальных фантазиях, будучи подавляемыми в реальной жизни. Подобное ограничение реализации потребностей может быть обусловлено боязнью утраты актуального партнера, страхом перед возможным наказанием или другими, как правило, социокультурными либо психоэмоциональными факторами.

С открытыми проявлениями сексуального садизма общество сталкивается в основном только в тех случаях, когда само его проявление сопряжено с совершением преступления. Подобные акты чаще совершаются людьми, страдающими психопатологией (патологическое развитие личности, психическое заболевание, алкогольная деградация личности и т.п.). Причем, по данным ряда исследований, распространенность неврозов среди садистов и мазохистов ниже, чем среди лиц, страдающих другими сексуальными девиациями, хотя и выше, чем в контрольной группе.

Распространенность сокрытия сексуального садизма в мире грез и фантазий, либо во взаимно приемлемых связях садистов с мазохистами была установлена при проведении ряда посвященных этому вопросу исследований.

Мазохизм

Сущность этого явления определяется как противоположная сущности садизма. По мнению многих исследователей-психоаналитиков, мазохизм более типичен для женщин и поэтому чаще встречается в их среде. Однако подобные утверждения вызывают определенные сомнения в их справедливости.

Поскольку данная девиация не представляет сколько-нибудь серьезной опасности для общества, то, естественно, и в судебно-сексологической практике она фактически не встречается. Лишь изредка приходится сталкиваться со случаями особого проявления мазохизма - самоудавлением и подверганием себя воздействию технического электричества. Если эти действия приводят к серьезным телесным повреждениям или заканчиваются смертью, то подобные случаи попадают в поле зрения судебных медиков.

Проблеме садизма и мазохизма посвящены многочисленные серьезные исследования в области психоанализа и психологии. Более узко к этой проблеме подходят сексологи, психиатры и криминологи. Анализ немногочисленных попыток медицинской коррекции этих двух видов сексуальных девиаций не вселяет оптимизма.

Единственными эффективными методами медицинского воздействия оказались фармакологические (гормональная и психотропная "кастрация") и хирургические (истинная хирургическая кастрация, нейрохирургические психокорректирующие операции) методы. Однако применение подобного "лечения" вызывает протест как со стороны медицинской, так и со стороны самой широкой общественности. Это привело к тому, что их употребление во многих странах

Понравился сайт? Добавь себе его в закладки браузера через Ctrl+D.
Статистика
Рассказов: 72 632 Добавлено сегодня: 0
Комментарии
Обожаю когда мою маму называют сукой! Она шлюха которой нрав...
Мне повезло с мамой она у меня такая шлюха, она обожает изме...
Пырны членом ээээ...