Отрицательный образ лесбиянки – стереотипы и действительность

date_range 04.03.2021 visibility 52,817 timer 14 favorite 8

Образ лесбиянки в современном искусстве не несет в себе разрушения или агрессии, он просто существует как один из ликов реальности, как один из образов любви. В российском кино и популярной литературе последних лет мы наблюдаем совсем другую картину: сложилось такое чувство, что отрицательный образ лесбиянки или гея – модный атрибут почти каждого сериала, детектива, обязательный элемент поп-культуры.

Лесби-движение в Америке и в Западной Европе на протяжений десятилетий шло рука об руку с феминизмом. Феминизм защищал женщин, и лесбиянок в том числе, от несправедливостей и угнетения. Лесбиянки боролись против гетеросексизма и гомофобии, в конечном счете заставляя мужчин больше ценить и уважать женщин – в том числе своих жен, матерей и дочек.

В России не было феминистского движения такого размаха, как в США и в Западной Европе в послевоенные годы, и стало быть, не существует информационного поля, которое могло бы поддержать феминизм и феминистские настроения в обществе. Мне не известно о существовании в России действенных и популярных женских организаций. На слуху разве что Комитет солдатских матерей, созданный женщинами в отчаянной борьбе за своих сыновей. Но эта организация не защищает женщин!

Для чего нужен феминизм? Он возник и развился, принеся свои идеи в общество, когда в этом обществе назрели естественные перемены. После войны многие женщины в Западной Европе и в Америке стали работать. Утратив материальную зависимость от мужчин, они захотели реального равенства в правовом отношении и признания всем обществом их заслуг, ценности каждой женской личности, женских интересов и женских чувств. Мужчины сопротивлялись утрате своего доминирующего положения, а эта утрата уже случилась.. Феминизм породил мощную литературу, информационный поток, целью которого было разрушить некоторые вредные стереотипы, потому что они мешали в равной степени как женщинам, так и мужчинам. Они мешали женщинам стать свободнее и мешали мужчинам увидеть женщин такими, какими они уже стали. Эти стереотипы мешали и самим мужчинам увидеть себя в истинном свете. Поэтому женское движение в Америке и в Европе добилось очень и очень многого – любые отношения должны развиваться и гармонизироваться, и дело не в войне полов, а в смене отживших архетипов.

Мне в открытой русской прессе никогда не попадались феминистские статьи.

Этот недостаток качественной и подходящей к времени и месту информации иногда напоминает железный занавес. Женщин в стране вроде бы много, а их проблемами никто всерьез не занимается. Да и кто будет заниматься? Этим должны заниматься сами женщины, как это было везде и всегда. Все-таки весомая часть электората.

Россия в отношении прав женщины, защиты материнства и рождаемости вдруг оказалась «позади планеты всей»…Число сирот и брошенных детей превышает все мыслимые пределы, рождаемость ниже смертности. Трудно говорить о праве женщины на сексуальное самоопределение, если в стране выплачивается пособие на ребенка в размере двух с половиной долларов в месяц – и это при таком профиците бюджета! Никто не пытается развивать брачное право, и я никогда не слышала о судебных процессах за сексуальные домогательства на работе, или чтобы мужчину посадили в тюрьму за насилие в семье.

Феминизм в России существовал на рубеже 19-20 веков, имел много сторонниц и активисток. В первые революционные годы феминизм в России был взят на вооружение государством, оторвался от своих западных корней, мутировал в результате государственных манипуляций и стал расти сам по себе в оригинальной, но безобразной форме. Этого мутанта трудно назвать словом «феминизм», это было просто стремлением государства превратить женщину в трудовую пчелу, неустанно несущую мед в соты государственного строительства. Такой государственный лже-феминизм не защищал женщину, а превращал ее, как и мужчину, в «товарища», лишив и мужчину и женщину права на сексуальность, на конфликты интересов между двумя полами, а значит – и на развитие гармонии в таких отношениях.

Кроме официальной версии равенства полов перед законом и во всех сферах жизни, в народном сознании бытовал устойчивый образ «правильной женщины «, доставшийся нам в наследство от очень старого, патриархально-крепостнического взгляда на мироздание. Этот образ был идеально согласован с устойчивым архетипом Мужской Власти и Силы: женщина существует для того, чтобы служить мужчине. Она обязана выполнять всю домашнюю работу вне зависимости от того, работает она или нет, заниматься воспитанием детей, и должна жертвовать всеми своими интересами и желаниями в угоду «долгу», который состоит как раз в обслуживании мужчины и больше ни в чем. В советское время это выглядело так: примерно одинаково нагруженные на работе мужчина и женщина имели примерно одинаковый доход, но разные перспективы в карьере. Женщина-руководитель являлась редкостью, ну разве что директор детского садика или завуч в школе.

Кроме того, женщины традиционно выполняли всю домашнюю работу, иногда очень тяжелую при бедном быте. Кино и литература часто пропагандировали образ советской женщины – труженицы, жены и матери, или девушки с веслом, невесты-комсомолки. Всем знаком этот монолитный образ - самоотверженная, без вопросов и мнений, без внутреннего мира, без сексуальных желаний – Товарищ Баба, с толстыми руками и ногами, с серпом в руке, с отбойным молотком, ну уж на крайний случай – товарищ учительница с книжкой в руке и в очках. Все эти Товарищи Бабы с плакатов и картин рвались куда-то к победе коммунистического труда рука об руку со своими Товарищами Мужиками, такими же квадратными как они, и не было им подобия нигде в реальной жизни.

Образ «правильной женщины» иногда в советском киноискусстве или в литературе соцреализма снабжался какой-нибудь дополнительной чертой, чтобы придать ему жизненность и привлекательность. Образ старушки - матери во всем советском кино - это так же устойчивый стереотип: невзрачно одетая женщина в фартуке с кастрюлей и веником в руках, с глазами вечно доброй и любящей всех, кто ее кормит, много раз битой собаки.

Образ невесты, белокурой туповатой девушки с большой грудью и туго перетянутой талией, невинной как снег и полной трудового и юношеского запала, с застывшим выражением восторженности на простом лице, так же кочевал из фильма в фильм и из книжки в книжку.

Образ жены – женщины в тапках и в том же фартуке, с тем же веником и кастрюлей, готовящей обед и проверяющей дневник сына, в полной уверенности, что он-то будет жить при коммунизме… В ее глазах доброта и вера в счастье, она крепкая производственница и опора мужу, за редкими, единичными на все сотни и сотни фильмов и книг исключениями…

Самостоятельная, самодостаточная женщина возникала в советском кино, самом массовом искусстве того времени, если речь шла об экранизации дореволюционной или иностранной книги, и выглядела экзотично. Товарищ же Баба всегда побеждала невзгоды и выдерживала все испытания, обретала любовь Товарища Мужика и крепкую советскую семью.

Это вбивалось людям в головы поколение за поколением на протяжении семидесяти лет и может сидеть в сознании каждого выросшего при советском строе человека гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Эти образы навязывались как идеалы для многих поколений людей, не смотря на то, что действительность была другой. Товарищ Мужик пил и изменял, самоотверженность и самоуничтожение женской личности приводило лишь к опустошенности и постоянному чувству неудовлетворения. Идеал сиял где-то вдали на недостижимой высоте: так должно быть, такой ты должна быть, и если ты несчастна, и чувствуешь себя обманутой и разочарованной, и тебе жаль жизни, прожитой как будто бы не тобой – это твоя и больше ничья вина.

Как вписать в этот цемент образов, поддерживающих прежний тяжеловесный архетип, растущий из психологии Мужской Власти, такое удивительное существо, как лесбиянка? Какими отбойными молотками продолбить этот застывший в сознании стольких поколений железобетон? Как объяснить, что любая женщина – это полноправное и совершенное творение, обладающее силой давать жизнь и вызывать любовь к себе, творить свою судьбу, что каждая имеет право чувствовать и жить так, как может это делать только она одна – царица, а не служанка, источник всякой силы, источник любви, а не безвольная вещь…

Образ идеальной женщины в российском обществе радикально поменялся после перестройки. Сознание бывшего советского человека было активно атаковано западным кино и поп-культурой. Пост-советский мужчина с одной стороны начал презирать своих невзрачных и замученных бытом соотечественниц, с другой стороны возмущался «наглым феминизмом» экранных героинь американского кино, а с третьей стороны восхищался красотой , ухоженностью и сексуальной раскованностью свободных, самореализованных западных женщин.

В сознании российского мужчины переворот идеала произошел быстро: теперь идеальная женщина стала женственной, стильной и красивой, сексуально раскрепощенной. Прогресс рядом с Бабой-Труженицей в ушанке и с рельсой в руке налицо, но нет! Все-таки вся эта красота и ухоженность, и сексуальность, и по возможности самореализованность и обеспеченность должны служить ему же, мужчине, со всей преданностью, так же как до этого служили ему самоотреченность и трудолюбие «правильной советской женщины». Таков был угодный мужскому эгоизму образ, клонируемый теперь во множестве русских сериалов и фильмов новой эпохи: чтоб выглядела не хуже чем на Западе, была сексуальна и чувственна, и служила ему, как служила раньше: никакого внутреннего мира, ни одного шага влево или вправо от накатанной колеи.

Образ «лже-женщины нового времени» часто клонируется и эксплуатируется вопреки реальности, которая сама по себе предоставляет другие примеры и образцы для подражания. Стоит сравнить, как выглядят русские женщины по сравнению со своими западными современницами: русская женщина всегда накрашена и наряжена, часто на неудобных каблуках, в отличии от западных женщин, одевающихся всегда удобно и просто, кроме приемов, званых обедов , или же вечеринок с друзьями.

Клонирование этого ложного образа «женщины нового времени» в первые годы перестройки, на мой взгляд, привело к одному страшному казусу под названием «Русская женщина за границей в поисках своего счастья». «Сексуально раскрепощенная» и «ухоженная как на Западе» претендентка на счастье в капиталистическом раю не понимала, что основой основ для западной женщины, воспитанной на годах усилий феминистских организаций – это равенство с мужчинами, самореализация и самодостаточность. Многие русские женщины доверчиво воспринимали комплименты западных женихов и их жалобы на излишне эмансипированных западных женщин, выходили замуж за иностранцев, в надежде на перемену участи.

Но, оказавшись на Западе, не все смогли справиться с действительностью. Западные женщины добились равноправия и уважения трудом и самореализацией, русская жена на положении рабыни – выбор не самых лучших западных мужчин, быть западной женщиной не так просто, как это кажется из России. Западные мужчины и женщины часто думают, что почти все русские женщины – либо проститутки, либо в высшей степени корыстны и бесчестны, и готовы вести себя как проститутки при любом удобном случае. На Западе огромное количество русских проституток, они везде и всюду – в барах, на улицах, в кабаре. Мы стали народом, презираемым всеми: «слуги» русского народа покупают за границей самую дорогую недвижимость и самые лучшие машины, а русские «девочки» толпами стоят на панелях всех городов мира. Иностранцев это шокирует.

Молодая русская девушка откуда-нибудь из глубинки, которой ничего не говорили о самореализации, и которая с детства приучена к циничному отношению со стороны мужчин, часто выбирает проституцию и в самой России. Она ищет богатого мужчину, не отягощая себя ни чувствами, ни мыслями. Существует в народном сознании еще один уродливый образ-стереотип: «Подруга Нового Русского ». Женщина в такой схеме – вещь, удобная для пользования, и чем она моложе и красивее, тем дороже стоит, потому что лишь в этом и заключается ее польза для Нового Русского и для всего мира вообще. Продать себя подороже – вот предел мечтаний. Другой способ жизни даже не приходит в голову множеству молодых девчонок.. Этим как раз обусловлено большое количество русских проституток на Западе: молодая девушка думает, что за свою молодость и красоту она должна получать деньги, ( а не любовь и счастье!), и считает, что на Западе могут быть более выгодные условия для сделки, чем в России.

А все это произошло потому, что феминизм не докатился до наших снегов ни в каком виде!

В это же самое время на телевидении появляются первые лесбиянки, пока только в ток-шоу, иногда очень хороших, как например с участием замечательной журналистки Елены Ханга. Где теперь эти шоу «Про это»? Таких шоу теперь нет, зато есть порносайты, которые пестрят фотографиями проституток, абсолютно не лесбийского вида, которые старательно изображают секс вдвоем. Все это рассчитано на мужское внимание . Девушки с этих сайтов изображали бы секс с чем и с кем угодно, лишь бы им платили , только обывателю этого не объяснишь. И после этого на российскую, а затем и на мировую сцену вылетают «Тату», две маленькие девочки, одетые всегда так, точно они полураздеты. После этого любой тинейджер любой страны мира может с гордостью сказать: « Я видел их по телику, русских лесбиянок! Отвязные телки! Они мчатся на грузовике по снежным равнинам Сибири и кричат, что их не догонят!»

Лже-лесбиянки с порносайтов, лже-лесбиянки из насквозь просчитанного коммерческого проекта, одинокие робкие гостьи на нескольких шоу про нестандартный секс по телику, вот и все. Негусто! Единственный уловленный из СМИ положительный образ лесбиянок – несколько раз показанный разными каналами уже совсем не новый американский фильм «Если бы стены могли говорить», прекрасный и возвышенный фильм «Часы», шедший в русском прокате несколько лет назад. Мелькнул красивый женственный образ лесбиянки в фильме о последних годах жизни Бунина.

Примеры приходится отыскивать в памяти с усилием.

Что-то могло бы исправить документальное кино, но героев, желающих защищать лесбиянок на этом поприще, хотя бы просто показывая их такими, как они есть, пока что немного. Пара коротких сюжетов, вот и все.

Можно вспомнить, как популярны были в России передачи о женских судьбах, которые вела Юлия Меньшова, и где каждая история рассматривалась с двух сторон – с традиционного и феминистского угла зрения. Почему-то сейчас этой передачи на телевидении нет. Кроме уважаемой Марии Арбатовой, в этой стране, похоже, не нашлось никого, кто мог бы возвысить свой голос в защиту женского достоинства! Да, феминистка – редкая птица на просторах этой страны!

Можно вспомнить, как раскупались первые номера журналов «Космополитэн» или «Эль», с какой жадностью мы все читали статьи о том, как стать уверенней в себе или составить хорошее резюме, как преодолеть жизненные коллизии и найти хорошую работу - статьи, впервые написанные в России женщинами для женщин. Думаю, что потребность в такой информации до сих пор огромна!

Может быть, поэтому бестселлерами в России становятся женские детективные романы, которые сейчас пишут несколько писательниц. Популярны их экранизации – своего рода отдушина для миллионов женщин, которым хотя бы в книге или в телевизоре хочется видеть сильную, самостоятельную, действующую женщину, успешную в своей работе, успешную в личной жизни, - настоящую «новую женщину», хозяйку своей судьбы.

В нескольких таких романах мне попадались образы лесбиянок-монстров, которые убивали кого-нибудь из-за денег, чтобы раздобыть средства на свой «извращенный разврат». Точно так же обстоят дела и с и образами геев. Припоминаю все что видела: если смотреть наши фильмы, то начинаешь думать, что средний русский гей – это либо мальчик по вызову, либо его сутенер, человек с ущербной психикой и безобразной внешностью, готовый всех перерезать за лишнюю сотню долларов, если у него на это только хватит смелости и физической силы. Ибо незабвенные образы геев таковы – тщедушный шепелявый мальчик по вызову или же его не менее неприглядный сутенер, оба - прямо-таки нарывы на теле общества, или что-то подобное.

Все это называется гетеросексуальным давлением. Это - настоящий идеологический прессинг, нацеленный на то, чтобы какая-то часть не очень счастливых и разумных россиян начала выпускать пары своего недовольства в адрес сексменьшинств, не имея никакого реального представления о жизни этих самых меньшинств. Не чудовища из сериалов, а обыкновенные семьи геев и лесбиянок, которые растят детей, работают и учатся, читают книжки, думают об этой стране как о Родине, и ежедневно терпят гомофобию – вот кто мог бы стать настоящим героем сенсационного фильма. Показать гомофобию и гомофобов, чтобы людям стало стыдно, чтобы гомофобов стало меньше.

Может быть, кому-то пришло бы в голову снять правдивый фильм о жизни лесбиянок в России сейчас, о том, как это на самом деле не просто и как интересно. Это произвело бы эффект разорвавшейся бомбы – настолько действительность не похожа на отрицательную подачу в СМИ.

Я думаю, что время работает на женщин, и старые представления о женщине-вещи рано или поздно уступят место реальному равноправию. Пока все выглядит совершенно безрадостно – феминизм, который бы мог оздоровить общество и защитить женщин, до России не докатился, женское бесправие потрясает. СМИ показывают о лесбиянках и геях страшилки: Говорят, мы бяки-буки, как выносит нас земля.

Помимо проблемы однополых гражданских союзов, в стране постоянно есть что обсудить: кто и когда стырил очередной миллиард, почему зимой полстраны вымерзает, почему другая половина частью криминализирована, частью алкоголизирована, и что происходит на Северном Кавказе. А там постоянно что-то происходит.

Казалось бы, нет причин для надежды – но надежда все равно есть, надежда на то, что такое количество умных, добрых и трудолюбивых женщин все-таки начнет себя уважать и начнет бороться за себя и за будущее своих детей.

Но когда это произойдет: через одно поколение, через два или через три?

Зависит от каждой из нас!

Понравился сайт? Добавь себе его в закладки браузера через Ctrl+D.
Статистика
Рассказов: 72 632 Добавлено сегодня: 0
Комментарии
Обожаю когда мою маму называют сукой! Она шлюха которой нрав...
Мне повезло с мамой она у меня такая шлюха, она обожает изме...
Пырны членом ээээ...